Социальная перцепция в сознании человека
Социальная перцепция в сознании человека.
Появление и историческое развитие общения между людьми возможно только при наличии обоюдного взаимопонимания. На этапе отражения чувств и черт друг друга, понимания других, собственно и определяется процесс общения, а вслед за ним возникают отношения и совместная деятельность между людьми. Таким образом, подобный процесс познания и понимания может быть назван перцептивной стороной общения.
Обособленное существование человека невозможно. На всем протяжении нашей жизни мы контактируем с окружающими людьми, формируем отношения, образуя многообразные связи. Наше отношение к собеседнику формируется за счет восприятия и оценки партнера по общению. Ваш партнер при общении непосредственно будет оцениваться как по поведению, так и по внешнему ввиду. Механизмы социальной перцепции таким образом позволяют нам с помощью оценки собеседника познать его внутренний мир и его психологические качества.
Впервые понятие социальной перцепции было введено в 1947 году Дж. Брунером. Он занимался разработкой нового взгляда на обоюдное восприятие людей во время общения. Социальная перцепция представляет собой процесс возникновения взаимоотношений между людьми, включающий изучение, восприятие, понимание и оценку партнерами по общению социальных объектов (самих себя, других людей, социальных групп и общностей). Сам процесс социальной перцепции представлен достаточно сложной системой, которая формирует в сознании каждого человека образы общественных объектов. Таким образом, механизмы социальной перцепции складываются из постижения людьми восприятия, понимания, познания и изучения взаимоотношений между собой. Восприятие является специфическим процессом, не являющимся наиболее полным и точным при формировании конкретных представлений о наблюдателе. Познание позволяет более точно определить и понять все характеристики процесса фактического восприятия людей между собой. Специфика подобного типа познания заключается в восприятии субъектом и объектом как физических, так и поведенческих характеристик партнеров по общении. В это же время процесс взаимодействия позволяет сформировать суждения о намерениях, эмоциях, способностях и мыслях собеседника.
Механизмы социальной перцепции позволяют создавать представление о возникающих межличностных отношениях, связывающихся между субъектом и объектом процесса восприятия. Они способствуют приданию более значительного смысла всех факторов, следующих последовательно, но не играющих главнейшей роли в процессе восприятия физических объектов. При этом, активное участие субъекта восприятия в общении означает намерение конкретного лица установить конкретные согласованные действия со своим партнером, учитывая его намерения, желания и прошлый опыт. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная перцепция напрямую связана с намерениями, получаемыми эмоциями, мнениями, пристрастиями, установками и предубеждениями.
Понятие социальной перцепции определяется процессом восприятия всех признаков человека, характеризующих его внешне, сравнением его с личностными характеристиками, прогнозированием и толкованием на данном основании его поступков и действий. Таким образом, социальная перцепция содержит непосредственную оценку своего собеседника, вырабатывает определенное отношение в поведенческом и эмоциональном аспекте в зависимости от полученной оценки и произведенного данным объектом впечатления.
Выделяются следующие механизмы социальной перцепции, т.е. способы, позволяющие людям понимать, интерпретировать оценивать своих собеседников и других людей:
- Восприятие поведенческих реакций объекта и его внешнего облика;
- Восприятие социально-психологических характеристик объекта и его внутреннего облика.
Последний способ осуществляется через механизмы рефлексии, эмпатии, атрибуции, стереотипизации и идентификации.
Проявление эффектов социальной перцепции.
Главнейшую роль в межличностном восприятии играют установки, приводящие к проявлению разнообразных социально-психологических эффектов. Наибольшую распространенность имеют следующие эффекты социальной перцепции:
- Эффект ореола – суть данного эффекта заключается в получении информации определенным образом, т.е. путем наложения конкретного образа на уже созданный ранее. Выполняемая роль ореола не позволяет видеть действительные правдивые черты и проявления процесса восприятия объекта. Данный эффект проявляется при создании первого благоприятного или неблагоприятного впечатления о человеке. Чаще всего он проявляется при минимальном объеме информации о конкретном объекте и его качествах;
- Эффект первичности и новизны – суть данного эффекта восприятия заключается в предъявлении информации и конкретном человеке и составления определенного портрета о нем в последовательном порядке. Эффект первичности заключается в том, что наибольшее влияние при формировании личности имеет первоначальная предъявляемая информация. Эффект новизны позволяет делать информацию более значимой при получении новейшей информации.
- Эффект стереотипизации – суть данного эффекта состоит в определении конкретного стереотипа, т.е. создания конкретного устойчивого образа, использующегося в качестве сокращения при взаимодействии с человеком или явлением. Стереотипы в процессе общения возникают при познании друг друга и имеют специфический смысл. В процессе познания стереотипы могут иметь два следствия. Первое – это вести к упрощению процесса познания без построения конкретного образа. Второе – построение суждения на основании ограниченного опыта из прошлого (как правило, негативного). Особой распространенностью пользуются этнические стереотипы, когда за счет наличия ограниченной информации о некоторых представителях строятся выводы о всей социальной группе.
Другие статьи:
- Агнозии. Понятие агнозии и ее особенности
- Аналитическая психология Юнга
- Ассоциативный эксперимент в психологии
- Бихевиоризм, направления бихевиоризма.
- Виды мышления в психологии
- Виды эмоций. Основные виды эмоций.
- Высшие психические функции
- Высшие психические функции. Формирование высших функций психики человека.
- Геронтогенез. Понятие геронтогенеза.
- Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.
- Гуманистическая психология как научное направление
- Задатки и способности человека, природные способности.
- История психологии как наука, основные этапы ее развития
- Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции.
- Лидерство и руководство
- Межличностный конфликт. Разрешения межличностных конфликтов
- Метод кластерного анализа.
- Методология психологического исследования. Основные методологические принципы психологии
- Методы исследования в психологии. Методы исследования в педагогической психологии.
- Мотивационная сфера личности. Структура мотивационной сферы личности