Все о психологии

Психология, статьи по психологии

Главная Госы

Психология образования, психология высшего образования.

загрузка...

Психология образования – это один из важнейших и наиболее активно развивающихся разделов психологии. Она занимается изучением методов воспитания и их воплощением в жизнь для повышения эффективности процесса преподавания, педагогическими мерами, улучшающими преподавание с психологической стороны, а также формированием общеобразовательных норм и правил, тем самым она тесно связана с социальной психологией. Воспитание происходит на всех этапах жизни человека, и реже всего связано с целенаправленным на него влиянием, обычно выражаясь в получении определенного социального опыта, в том числе и в процессе передачи этого опыта

Занимаясь, кроме всего прочего, закономерностями формирования личности, психология образования соприкасается с когнитивной психологией, которая, в свою очередь, занимается изучением познавательных процессов человека, которые являются неотъемлемой составляющей личности. Впрочем, она скорее лишь использует методы когнитивного подхода, чем делает вклад в её развитие.

Разделы психологии образования

Являясь комплексным разделом, в психологии образования существуют свои подразделы, к которым относятся:

  • Психология дошкольного образования
  • Психология школьного образования
  • Психология высшего образования
  • Психология профессионального образования
  • Психология послепрофессионального образования
Остановимся более подробно на психологии высшего образования и психологии профессионального образования.

Психология высшего образования занимается изучением познавательных процессов, особенностями педагогической работы в среде студентов высших учебных заведений. Радикально не отличаясь от школьного образования, она учитывает изменения и усложнения в поведенческой и мотивационной сферах учеников ВУЗов в сравнении со школьниками, изменением их приоритетов, взрослением их личности.

Психология профессионального образования, в отличии от предыдущей, фокусируется уже не на людях, которые проходят процесс обучения в специализированных заведениях, а на личностях, которые этот процесс уже завершили и теперь либо только начинают профессиональную деятельность, либо уже какое-то время ей занимаются. Эта отрасль является более сложной, так как обучающийся получает знания теперь не в рамках целенаправленного воспитания, а в процессе получения профессионального опыта. За счет этого, становится невозможным непосредственное влияние на процесс его развития учителей, преподавателей и т.д.

Роль мотивации

Неотъемлемой составляющей обучения и воспитания личности является её мотивация. Ведь именно от её наличия зависит, будет ли человек использовать полученные знания повсеместно, или просто отложит их в дальний уголок своего сознания. Образование, по своей сути, невозможно без должного уровня выдержки и силы воли, необходимых для того, чтобы поставленные в процессе обучения задачи доводились до логического завершения. Конечно, можно и заставить человека завершить необходимые действия, но правило, о котором говорится в известной поговорке «насильно мил не будешь» тут, как нигде, работает в полную силу. Ведь важнейшей составляющей воспитания является именно самовоспитание. Именно оно приводит к тому, что полученные в его ходе знания становятся непосредственными, то есть выполняемыми в связи с внутренним влечением, и без раздумий, а не с «выдавливанием» необходимых действий из себя. Таким образом, мотивационный компонент является одним из важнейших компонентов, используемых в психологии образования.

загрузка...