Психология делового общения. Деловой этикет.
Главные категории этики делового общения.
Психология делового общения является составной частью всего комплекса психологических наук, опирающейся на принципы и категории общей психологии. В качестве основных принципов выступают следующие:
- принцип детермизма (причинности) — признание существующей взаимосвязи и взаимообусловленности между психическими или материальными явлениями;
- принцип системности — обоснование конкретных психических явлений в качестве элементов единой целостной организации;
- принцип развития, изменения психических процессов, признание преобразования, а также динамика и переход явлений от одного уровня к другому.
Согласно анализу норм деловой этики, а также психологии личности всей группы, дисциплина направлена на решение двух взаимосвязанных задач:
- овладение нормами деловой этики, методами психологической диагностики всеми субъектами производственной деятельности;
- выработка навыков и умений регулирования психических состояний конкретного субъекта благодаря применению психологических специальных технологий.
Этика — это учение о нравственности и морали, представляющей систему ценностей, признанных человеком. Мораль выступает в качестве регулятора общественных отношений и поведения лиц, принимающих участие в тех или иных сферах общественной жизни. В качестве основных категорий этики выступают следующие: благо, справедливость, добро, зло, долг, ответственность, совесть и т. д. Психология делового общения выделяет несколько типов взаимоотношений, проявляемых в коллективе:
- невмешательство — руководителя не интересует забота о сотрудниках и производстве. Он не серьезно воспринимает достижения сотрудников и не делегирует собственные рабочие функции. Как правило, в такой ситуации руководитель лишь стремится сохранить должность всеми возможными средствами и путями;
- теплая компания — в коллективе наблюдается высокий уровень проявления заботы о сотрудниках и поддерживаются приятная атмосфера и дружеские отношения. Наблюдается наиболее удобный и благополучный темп работы для каждого из сотрудников. Однако руководителя не интересуют устойчивые результаты работы и конкретные планы;
- задача — руководитель полностью увлечен решением производственных задач. В такой ситуации человеческий фактор либо игнорируется, либо не оценивается по достоинству;
- золотая середина — руководитель предприятия оптимально сочетает интересы рабочего персонала и производственные достижения, не требуя от сотрудников многого;
- команда — самый лучший вариант взаимоотношений. В данном случае руководство учитывает как интересы сотрудников, так и производственные достижения. Наблюдается высокий уровень человечности и деловитости во всех отношениях.
Становление этики делового общения и ее особенности.
Взаимодействие этики и общения практически не имеет границ, поскольку охватывает функциональные и структурные стороны. Этика делового общения учитывает нравы и обычаи, ставшие традицией в наше время. Как наука, этика исследует сущность морали, основные закономерности ее развития и изменения, а также нормы и принципы поведения. Нравственная культура представляет уровень нравственного развития как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. Качество нравственной жизни проявляется в проявлении взаимоотношений и сочетании общественных и личных интересов каждого. Таким образом, этика делового общения позволяет благополучно разрешать конфликты и наилучшим образом урегулировать как взаимоотношения между отдельными людьми, так и общества в целом.
Деловой этикет.
Деловой этикет имеет обширный нравственный смысл. Он позволяет выразить признательность и уважение к человеку при вступлении с ним в контакт. В случаях, когда человек представляет конкретную организацию или государственный орган, то этикет выражает отношение к фирме этого человека, его рангу в обществе, отношение к государству, которое он представляет. В любом случае, деловой этикет носит политический характер.
Основное значение делового этикета — это предпринимательский успех в результате знания и умения вести себя согласно правил и требований этикета в обществе. Рассмотри основные правила делового этикета:
приветствуйте вашего собеседника по имени и отчеству, поскольку это означает, что Вы обращаетесь к личности, а не просто формально;
сдерживайте свои эмоции;
соблюдайте основные правила культурного поведения в обществе;
к деловому человеку, имя которого вам не известно, обращайтесь «господин» или «госпожа», поскольку они означают независимость и свободу данного гражданина. Так Вы проявите наибольшее уважение к данному человеку, как к деловому партнеру.
Другие статьи:
- Агнозии. Понятие агнозии и ее особенности
- Аналитическая психология Юнга
- Ассоциативный эксперимент в психологии
- Бихевиоризм, направления бихевиоризма.
- Виды мышления в психологии
- Виды эмоций. Основные виды эмоций.
- Высшие психические функции
- Высшие психические функции. Формирование высших функций психики человека.
- Геронтогенез. Понятие геронтогенеза.
- Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.
- Гуманистическая психология как научное направление
- Задатки и способности человека, природные способности.
- История психологии как наука, основные этапы ее развития
- Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции.
- Лидерство и руководство
- Межличностный конфликт. Разрешения межличностных конфликтов
- Метод кластерного анализа.
- Методология психологического исследования. Основные методологические принципы психологии
- Методы исследования в психологии. Методы исследования в педагогической психологии.
- Мотивационная сфера личности. Структура мотивационной сферы личности