Все о психологии

Психология, статьи по психологии

Главная Социальная психология

Психология делового общения. Деловой этикет.

загрузка...

Главные категории этики делового общения.

Психология делового общения является составной частью всего комплекса психологических наук, опирающейся на принципы и категории общей психологии. В качестве основных принципов выступают следующие:

  • принцип детермизма (причинности) — признание существующей взаимосвязи и взаимообусловленности между психическими или материальными явлениями;
  • принцип системности — обоснование конкретных психических явлений в качестве элементов единой целостной организации;
  • принцип развития, изменения психических процессов, признание преобразования, а также динамика и переход явлений от одного уровня к другому.

Согласно анализу норм деловой этики, а также психологии личности всей группы, дисциплина направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

  • овладение нормами деловой этики, методами психологической диагностики всеми субъектами производственной деятельности;
  • выработка навыков и умений регулирования психических состояний конкретного субъекта благодаря применению психологических специальных технологий.

Этика — это учение о нравственности и морали, представляющей систему ценностей, признанных человеком. Мораль выступает в качестве регулятора общественных отношений и поведения лиц, принимающих участие в тех или иных сферах общественной жизни. В качестве основных категорий этики выступают следующие: благо, справедливость, добро, зло, долг, ответственность, совесть и т. д. Психология делового общения выделяет несколько типов взаимоотношений, проявляемых в коллективе:

  • невмешательство — руководителя не интересует забота о сотрудниках и производстве. Он не серьезно воспринимает достижения сотрудников и не делегирует собственные рабочие функции. Как правило, в такой ситуации руководитель лишь стремится сохранить должность всеми возможными средствами и путями;
  • теплая компания — в коллективе наблюдается высокий уровень проявления заботы о сотрудниках и поддерживаются приятная атмосфера и дружеские отношения. Наблюдается наиболее удобный и благополучный темп работы для каждого из сотрудников. Однако руководителя не интересуют устойчивые результаты работы и конкретные планы;
  • задача — руководитель полностью увлечен решением производственных задач. В такой ситуации человеческий фактор либо игнорируется, либо не оценивается по достоинству;
  • золотая середина — руководитель предприятия оптимально сочетает интересы рабочего персонала и производственные достижения, не требуя от сотрудников многого;
  • команда — самый лучший вариант взаимоотношений. В данном случае руководство учитывает как интересы сотрудников, так и производственные достижения. Наблюдается высокий уровень человечности и деловитости во всех отношениях.

Становление этики делового общения и ее особенности.

Взаимодействие этики и общения практически не имеет границ, поскольку охватывает функциональные и структурные стороны. Этика делового общения учитывает нравы и обычаи, ставшие традицией в наше время. Как наука, этика исследует сущность морали, основные закономерности ее развития и изменения, а также нормы и принципы поведения. Нравственная культура представляет уровень нравственного развития как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. Качество нравственной жизни проявляется в проявлении взаимоотношений и сочетании общественных и личных интересов каждого. Таким образом, этика делового общения позволяет благополучно разрешать конфликты и наилучшим образом урегулировать как взаимоотношения между отдельными людьми, так и общества в целом.

Деловой этикет.

Деловой этикет имеет обширный нравственный смысл. Он позволяет выразить признательность и уважение к человеку при вступлении с ним в контакт. В случаях, когда человек представляет конкретную организацию или государственный орган, то этикет выражает отношение к фирме этого человека, его рангу в обществе, отношение к государству, которое он представляет. В любом случае, деловой этикет носит политический характер.
Основное значение делового этикета — это предпринимательский успех в результате знания и умения вести себя согласно правил и требований этикета в обществе. Рассмотри основные правила делового этикета:
приветствуйте вашего собеседника по имени и отчеству, поскольку это означает, что Вы обращаетесь к личности, а не просто формально;
сдерживайте свои эмоции;
соблюдайте основные правила культурного поведения в обществе;
к деловому человеку, имя которого вам не известно, обращайтесь «господин» или «госпожа», поскольку они означают независимость и свободу данного гражданина. Так Вы проявите наибольшее уважение к данному человеку, как к деловому партнеру.

загрузка...