Понятие патопсихологии. Предмет патопсихологии.
Понятие патопсихологии в науке.
В наши дни наблюдается активный процесс формирования прикладных и междисциплинарных сфер науки. Данный процесс наблюдается и в психологии, ее практической значимости. Процесс разделения прикладных наук в отдельные самостоятельные обуславливается рядом конкретных причин, основной из которых выступает рост человеческого фактора во многих сферах деятельности. Понятие патопсихологии отражает отрасль психологической науки прикладной сферы знаний. Поскольку данная наука является психологической, то она имеет собственный предмет и задачи. Она исходит из структуры психики и закономерностей ее развития. В качестве основных проблем выделяются:
- Связь между деятельностью мозга и психикой;
- Соотношение социального и биологического в деятельности каждого человека;
- Соматопсихические и психосоматические корреляции;
- Соотношения между неосознаваемыми психическими формами деятельности и сознанием;
- Проблемы патологии и нормы.
Предмет патопсихологии заключается в изучении основных закономерностей свойств личности и распада психической деятельности совместно с закономерностями протекания и формирования основных психических процессов. К тому же, предметом патопсихологии может стать изменение основных закономерностей любой отражательной деятельности человеческого мозга. Понятие патопсихологии раскрывает описание и свойства признаков основных психических заболеваний в ходе течения болезни. Для этого используются клинические критерии, позволяющие придерживать прикладное практическое значение. Все результаты исследования соотносятся со стадией протекания заболевания, статусом больного, а также динамикой заболевания. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что патопсихология в качестве самостоятельной науки имеет практическое значение.
Патопсихологические исследования и их значения.
Патопсихология выступает в качестве психологической отрасли, которая направлена на изучение основных закономерностей формирования и протекания нарушений психической деятельности и личностных свойств. Ее становление тесно взаимосвязано с развитием психиатрии. Первые психологические и экспериментальные лаборатории были созданы в девятнадцатом веке русскими психоневрологами С.С. Корсаковым и В. М. Бехтеревым, немецким психологом В. Вундом и другими. Спустя некоторое время стали публиковаться пособия, в которых говорилось о различных психологических и экспериментальных методах изучения больных. Немаловажную роль оказали и идеи самого Л.С. Выготского в развитии патопсихологии.
Патопсихологические исследования позволяют решать многие общеметодологические проблемы, встающие перед психологией. В качестве примера можно выделить решение вопроса о социальном развитии психики в соотношении с биологическим. Полученные результаты исследований указывают на то, что любое нарушение личности не высвобождает биологических потребностей и инстинктов, а всего лишь характеризуется происходящими изменениями человеческих потребностей и мотивов. Установлен и тот факт, что основные закономерности распада человеческой психики идет совершенно иными этапами развития, а не повторяются в обратном направлении.
Результаты исследований в патопсихологии могут применяться и в психиатрии для следующих целей:
- Для проведения различных видов независимой экспертизы в различных сферах деятельности;
- Как диагностические критерии;
- При определении уровня интеллектуального снижения;
- Для применения в качестве повышенной эффективности лечения. Зачастую это касается тех случаев, когда необходимо применять психофармакологические средства;
- При восстановлении работоспособности, утраченной ранее;
- При проведении анализа психических нарушений человеческой деятельности в условиях особо вредной трудовой деятельности.
Методы патопсихологии в основном экспериментальные, поскольку они изучают качественный анализ психических нарушений мотивированной и опосредованной деятельности. Таким образом, патопсихологический эксперимент позволяет актуализировать умственные операции и основные мотивы каждого больного человека.
Другие статьи:
- Агнозии. Понятие агнозии и ее особенности
- Аналитическая психология Юнга
- Ассоциативный эксперимент в психологии
- Бихевиоризм, направления бихевиоризма.
- Виды мышления в психологии
- Виды эмоций. Основные виды эмоций.
- Высшие психические функции
- Высшие психические функции. Формирование высших функций психики человека.
- Геронтогенез. Понятие геронтогенеза.
- Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.
- Гуманистическая психология как научное направление
- Задатки и способности человека, природные способности.
- История психологии как наука, основные этапы ее развития
- Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции.
- Лидерство и руководство
- Межличностный конфликт. Разрешения межличностных конфликтов
- Метод кластерного анализа.
- Методология психологического исследования. Основные методологические принципы психологии
- Методы исследования в психологии. Методы исследования в педагогической психологии.
- Мотивационная сфера личности. Структура мотивационной сферы личности