Неофрейдизм: понятие, история возникновения и развития.
Неофрейдизм является современным направлением психологии и философии. Он возник в конце тридцатых годов XIX века в момент объединения психоанализа с этнографической и социологической теориями. В процессе перехода на личностные отношения с внутрипсихических процессов, неофрейдизм начинает рассматривать психические нормы как способ приспособления личности к социуму, т. е. он выступает как учение в духе бихевиоризма о защитных формах поведения. Данное направление полностью исключает теорию З. Фрейда о сублимации и либидо, отрицая бессознательное и его роль. В это время подвергается критике множество положений психоанализа, раскрывающих суть внутрипсихических процессов, но наиболее важные концепции остаются, среди которых особую роль играют иррациональные мотивы, присущие каждому индивиду. Все представители неофрейдизма начинают постепенно переходить на изучение межличностных отношений для получения ответов на вопросы:
- о том, как правильно человек должен жить;
- о человеческом существовании в целом;
- о том, что человек должен уметь делать.
В качестве основной причины неврозов выступает тревога, при столкновении в детском возрасте с враждебным миром, которая постепенно с годами усиливается при недостатке внимания и любви со стороны близких. Именно эта причина не позволяет индивиду развить чувство гармонии при взаимодействии с социальной общественной структурой в современном мире, формируемое у человека чувство оторванности от окружающих, одиночества, отчуждение. И только общество может рассматриваться в качестве источника всеобщего отчуждения и признаваться коренным враждебным тенденциям трансформации и развития личности, ее идеалов и жизненных ценностей. Это связано с тем, что исцеление каждого отдельного индивида приводит к исцелению всего общества в целом. Среди основных представителей неофрейдизма особую роль сыграли: Альфред Адлер (1870-1937), Эрих Фром (1900-1980), Г. Маркузе (1898-1979), Карл Густав Юнг (1875-1961), Карен Хорни (1885-1953), В. Райх (1897-1957) и др.
Неофрейдизм не воспринимает концепции, сформулированные изначально основоположником психоанализа, поскольку был выявлен иллюзорный и ненаучный характер их проявления. К тому же, многие положения и теории классического психоанализа подверглись сомнению и критике отдельными представителями данного направления. Однако психоанализ Фрейда был затронут лишь частично, а именно области теоретических ошибочных выводов, самой процедуры психоаналитического исследования, а также толькования психических процессов, принимающих участие в деятельности каждого индивида. Общие установки и принципы классического психоанализа были положены в основу учения современного направления неофрейдистов. Основными из них стали:
- представления об иррациональных моментах, происходящих в деятельности человека,
- «репрессивности» общества и культуры,
- «психология бессознательного»,
- расщепленности и конфликтности внутреннего мира отдельной личности.
Другие статьи:
- Агнозии. Понятие агнозии и ее особенности
- Аналитическая психология Юнга
- Ассоциативный эксперимент в психологии
- Бихевиоризм, направления бихевиоризма.
- Виды мышления в психологии
- Виды эмоций. Основные виды эмоций.
- Высшие психические функции
- Высшие психические функции. Формирование высших функций психики человека.
- Геронтогенез. Понятие геронтогенеза.
- Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.
- Гуманистическая психология как научное направление
- Задатки и способности человека, природные способности.
- История психологии как наука, основные этапы ее развития
- Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции.
- Лидерство и руководство
- Межличностный конфликт. Разрешения межличностных конфликтов
- Метод кластерного анализа.
- Методология психологического исследования. Основные методологические принципы психологии
- Методы исследования в психологии. Методы исследования в педагогической психологии.
- Мотивационная сфера личности. Структура мотивационной сферы личности